Категории каталога

Из опыта работы [5]
Администратор сети [3]
рубрика предназначена для учителей информатики и администраторов школьных компьютерных сетей

Форма входа

Наш опрос

Готовы ли Вы к новому учебному году?
Всего ответов: 1004




Вторник, 25.07.2017, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ "Александровская СОШ"
Главная | Регистрация | Вход
Статьи, публикации


Главная » Статьи » Из опыта работы

Особенности реализации системы Л.В.Занкова
Особенности реализации системы Л.В.Занкова
в МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

За последнее десятилетия в начальном образовании России произошла значительные изменения: введение альтернативных систем образования, высокая вариативность образовательных технологий и учебников, решение проблемы преемственности между звеньями. Все концепции отдавали предпочтение ребенку постепенно происходило осмысление того, как идет личностное развитие ребенка в процессе изучения программного материала, приобретается умение излагать свои мысли, желание и умение говорить и слушать других.
Опытно – экспериментальная работа по внедрению в практику работы начальной школы системы Л.В.Занкова началась в нашем районе 10 лет назад с разработки главным управлением образования администрации области и отделом образования района. Концепции деятельности Александровской средней школы с прогимназическим и гимназическими классами.
Прогимназическое обучение осуществлялось на основе системы Л.В.Занкова. это было связано с необходимостью решения ведущей задачи в прогимназии - обеспечение такого уровня достижений учащихся, который позволил осваивать новые образовательные программы.
За период с 2000 – 2006 год выпущено 4 класса. Научно – методическое обеспечение преподавания предметов в этих классах отвечает требованиям времени: учащиеся обеспечены учебниками, рабочими тетрадями по всем предметам (в том числе английскому языку с 4 класса, информационной дидактике), практически все за счет родительских средств – слишком велико желание родителей, чтобы дети обучались в занковском классе.
Все учителя включены в систему непрерывного педобразования, получают большую информацию, как от учителей информатики, так и самостоятельно с Интернета. Материалы изучаются на заседаниях ШМО.
Учителя, выпустившие занковские классы и работающие с новым контингентом детей, отвечают видению самим Л.В.Занковым учителя, работающего по его методике. Это «Отличники народного просвещения», учителя высшей категории Максутова Тамара Ивановна, Коцарева Татьяна Васильевна, победитель районного конкурса «Учитель года», учитель 1 категории Подшивалова Галина Николаевна, учителя английского языка Захарова Антонина Егоровна и Оробец Елена Ивановна, учитель информатики Немытикова Оксана Васильевна, учитель ИЗО Каньшина Галина Анатольевна.
Все они владеют активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), так как они эффективны для развития творческого потенциала детей. Владеют умениями снять напряжение, раздражительность, умением сосредоточить внимание, увлечь работой. Учителя – занковцы много работают со школьным психологом Кучаровой Резидой Ильясовной в рамках выполнения подпрограммы «Ученик». Для целостного представления о динамике учебного и личностного развития учащихся. Диагностика проводится по следующим направлениям:
• на предмет успешности адаптации;
• отношение к процессу познания – мотивации учения;
• познавательные интересы учащихся;
• эмоциональное состояние учащихся, в том числе уровень тревожности и его динамика;
• выявление уровней состояния физического здоровья учащихся с учетом нормативных возрастных требований.

Изучение результативности обучения, реализации безотметочного обучения.

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения, и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно – воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетом и целям образования в первом звене школы.
Поскольку система Л.В.Занкова, наряду с традиционной системой обучении, является государственной, все современные методические рекомендации Минобразования России значимы и для неё. В поле зрения учителей – занковцев пункт 4 методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», где определены параметры оценочной деятельности учителя на современном этапе развития начальной школы, где, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника.
Педагогика Л.В.Занкова предлагает комплект учебно – методических пособий, с помощью которого становится возможным выйти на развитие личности ученика средствами самого учебного процесса. В программу обучения заложен государственный стандарт.
Сосредотачиваем внимание на развитие основных качеств умственной деятельности учеников – умения наблюдать, анализировать, сравнивать. Общее развитие школьника – это выделение линий развития деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий.
Прослеживание движения по этим направлениям дает возможность учителям совместно с психологом изучить процесс и результат общего развития психики школьника. Предметом контроля и оценки становятся и те изменения, которые мы отмечаем и в деятельности наблюдения.
Деятельность наблюдения включает, как правило, действие сравнения различия и сходства одного объекта с другим. Постепенно точность наблюдения приводит детей к обобщенной характеристике свойства наблюдаемого явления. Мыслительная деятельность школьников направляется и на анализ, синтез, классификацию. Учебники, разработанные ФНМЦ им.Л.В.Занкова, предлагают нам такой учебный материал, который формирует общие умственные действия.
Изменения в характере этой деятельности по уровню сформированности действия классификации – от низшего к высшему можно наблюдать при обучении грамоте, письму, математике, окружающему миру.
Безотметочное обучение – это поиск учителями нового подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, способствуют гуманизации и индивидуализации учебного процесса, повышает учебную мотивацию и учебную самостоятельность в обучении. По мнению учителей, именно в ходе безотметочного обучения и происходит формирование оценочной самостоятельности у учащихся. Посещение уроков в первых классах показывает, что на уроках царит свобода мысли, сотрудничества, как с учителем, так и между учащимися, идет формирование главного познавательного мотива. Учатся под руководством учителя контролю и оценке. Дети чувствуют чуткое отношение к ним педагога. А задача учителя – заострять внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, закрепление в учениках веры в свои силы. Реализуя безотметочное обучение (три выпуска по системе Занкова мы пришли к такому выводу, что у большинства первоклассников сложились отношения учебного сотрудничества. Большинство первоклассников проявляют инициативу в поисках недостающей информации и с помощью «умных» вопросов, в организации совместного поиска.
В области контроля и оценки своих действий ученики оценивают свою работу по заданным учителем критериям, пытаются соотносить свою оценку с оценкой учителя, оценивают работы друг друга.
Основные педагогические технологии, которые используют учителя в своей работе – это Папки достижений учащихся занковских классов для родителей в конце учебного года, ведение учителями Тетрадей продвижения учащихся по русскому языку и математике и, конечно же, характеристики на ребенка, адресованные каждому первокласснику.
Итоговая проверочная работа по русскому и математике по концепции (программы «Ученик») в 1А (занковском классе), назначение которой:
- установить уровень развития учащихся, впоследствии – динамику их продвижения в развитии;
- выявить уровень усвоения знаний умений и навыков по основным вопросам программы 1 класса.
- впоследствии – динамику их изменить.
Уровни выполнения заданий:
1 уровень – оптимальный.
2 уровень – допустимы.
3 уровень – критический.
4 уровень – низкий (не зафиксировано ни одного случая выполнения задания соответствующих 4 уровню, в занковских классах).
Значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико: ученик, прежде всего! Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в «зону тревожных», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.
Чему целесообразно учить?
• Осознавать мотив своей деятельности.
• Планировать свою деятельность.
• Анализировать достигнутый результат.
• Знать характеристику отметок, за что каждая ставится.
На вопрос учителя: «Зачем вы проводите контроль?». Ответ: «Узнать, что дети не знают, не усвоили, где ошибаются. Надо ученику показать, что успел, что получилось хорошо, а потом вместе разобраться в трудностях».
Наряду с традиционными показателями качества образования мониторинг в школе содержит блок и физиологического и психофизиологического сопровождения. В первом классе изучается готовность к обучению в школе. В ходе педагогической диагностики проверяется:
- состояние пространственного и зрительного восприятия;
- состояние мониторинга и зрительно – моторных координаций;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- овладение представлениями, лежащими в основе счета.
Цель проводимой работы в занковских классах – показать возможность достичь нового качества образования, занимаясь по программам, разработанным ФНМЦ им.Л.В.Занкова. наблюдение за школьной мотивацией первоклассников дают информацию о формировании мотивационной сферы школьника, и позволяют на её основе своевременно корректировать работу в данном направлении. На основе полученных данных по каждому ученику учитель и школьный психолог планируют индивидуальную работу с детьми.

Занковский урок. Какой он?

Наша опытно – экспериментальная работа по методике Л.В.Занкова показывает, что важнейшим фактором эффективного развития детей является учитель. Сам Леонид Владимирович в своих работах показа, как нельзя работать учителю и как нужно. Учитель сегодня – это прежде всего высококвалифицированный специалист, знающий и другие альтернативные теории обучения, успешно работающий по одной из них. Он должен быть учителем – исследователем, владеющим основами общей, возрастной и педагогической психологией, уметь применять комплекс методик диагностирования ставить и решать систему задач по совершенствованию личности.
Учителей в занковские классы мы назначаем. Сегодня это опытные, творчески работающие учителя: Коцарева Тамара Васильевна, Максутова Тамара Ивановна, Подшивалова Галина Николаевна, Сорокина Галина Георгиевна, составляющие творческую группу учителей, работающих по системе Л.В.Занкова.
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе Занкова его функции, формы организации могут существенно варьироваться.
Основные его инвариантные качества:
- цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим группам свойств личности;
- самостоятельная мыслительная деятельность детей;
- сотрудничество учителя и ученика.
Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности школьников. Эта цель достигается следующими путями:
• Учитель создает проблемные ситуации.
• Использует разнообразные формы и методы.
• Организация учебной деятельности, позволяющей раскрывать субъективный опыт учащихся.
• Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
• Стимулирует учащихся к высказываниям.
• Использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
• Оценивает не только конечный результат (правильно – неправильно), но и процесс деятельности учеников.
• Поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других.

Особенности урока:
- Ход познания – «от учеников»;
- Преобразующий характер деятельности учащихся: они наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
- Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием.
- Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учащихся, предварительными домашними заданиями.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, избирательность в способах работы..
Отслеживание развития.
Вовлекая ученика в учебную деятельность, учитель должен знать, какими способами деятельности он владеет, какова степень осмысления учащимися собственной деятельности. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предлагает следующие показатели:
• Наблюдательность – исходное основание для развития многих важнейших психических функций.
• Отвлеченное мышление (анализ, синтез, обобщение).
• Практические действия – умение создать материальный объект.
Обобщенный урок в системе общего развития детей – в крылатом выражении философа А.Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Нет и традиционности и в принципах анализ по системе Л.В.Занкова. Необходимо в системе всегда иметь в виду наличие теории. И каждый урок – это реализация целостности системы. Учителя при подготовке к урокам понимают, что каждый урок в системе занимает свое место:
1. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность ученика.
2. Что делали на уроке дети, как трудилась их душа.
3. Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей.
4. Как был организован совместный поиск. Взаимообщение, диалогичность.
5. Жизнь детей на уроке (увлеченность, одержимость знаниями).
6. Как шло повторение?
7. Гибкая форма урока. Работа не от плана, а от детей.
8. Постоянный контроль за усвоением знаний.
9. Общение детей с детьми, учителя с детьми.
10. Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха, похвалить за первые ростки самосознания и т.д.

Категория: Из опыта работы | Добавил: Maxim (19.05.2008) | Автор: Ларионова А.С.
Просмотров: 5235 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017