Категории каталога

Из опыта работы [5]
Администратор сети [3]
рубрика предназначена для учителей информатики и администраторов школьных компьютерных сетей

Форма входа

Наш опрос

Готовы ли Вы к новому учебному году?
Всего ответов: 1004




Суббота, 22.07.2017, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ "Александровская СОШ"
Главная | Регистрация | Вход
Статьи, публикации


Главная » Статьи » Из опыта работы

Позвольте представиться - Захарова А.Е.
Позвольте представиться Захарова Антонина Егоровна -учитель немецкого, английского языков , высшей квалификационной категории МОУ Александровская СОШ. Возраст значения не имеет, хотя не трудно догадаться - педагогический стаж работы в школе-28 лет. Мое жизненное кредо: ты лучше голодай чем что попало есть, ты лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Немного о себе:
Мой знак «Овен»-огня стихия.
И в этом , видно, суть моя.
Иду по жизни я, сгорая,
Ни сколько не щадя себя.
Горю я дома, на работе .
И в этом вижу свой удел.
Познать хочу как можно больше.
И сделать много добрых дел.
Хочу быть ласковой, веселой.
Хочу любить, любимой быть.
Ученикам своим хочу я в страну познаний дверь открыть.
Их научить хочу всему, что знаю я и что умею.
Теплом души хочу согреть и дать им все, чем я владею.
Мне чужды ложь, бахвальство, лесть.
Нахальство, хамство призираю.
Ценю ж я в людях доблесть, честь,
Ум, совесть, смелость уважаю.
Ценю добро и красоту.

Современный ли я учитель? Вряд ли. Хотя хотелось бы им быть. Современный учитель на мой взгляд-это человек молодой, энергичный, самодостаточный и уверенный в себе и в завтрашнем дне. Современный учитель-это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность-личность современного школьника, что и является главной задачей современной школой. Еще К. Д, Ушинский писал, что «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». А. В. Мудрик развил эту мысль «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность» влияние личности учителя-это та живительная сила, благодаря которой в душе учеников произрастает все доброе и полезное. Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Прежде всего это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чем не владеешь сам. Поэтому современный учитель должен быть прежде всего образованным и воспитанным. Кругозор учителя не должен ограничиваться только школьной программой. Индивидуальность учителя- главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он призван мотивировать учеников, пробуждать у них то же отношение к делу. Неотъемлемым компонентом личности является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Современный учитель должен быть мастером своего дела. Бытует мнение, что современный учитель должен обладать всеми хорошими качествами это бесспорно, однако все эти качества прежде всего должны сочетаться с любовью к детям, которая часто граничит с самоотверженностью, а иногда и с самопожертвованием. Любовь к детям обязательно предполагает терпимость и уважение к ним, такт, эмоциональную культуру педагога и отзывчивость. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель. Это поможет преодолеть консерватизм, проявлять творчества, придаст учителю уверенность в себе, которая помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим помощником в этом деле служит вера учителя в успех учеников. Чувство юмора- неотъемлемое качество современного учителя. Юмор-это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. Теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест, вместо окрика - юмор. Вот основное оружие современного учителя. Не справедливо было бы обделить современного учителя его профессиональных качеств таких как: педагогическая этика, справедливость, честь, достоинство и совесть. А каким ему не следует быть современному учителю? Ему категорически нельзя быть серым, злым, завистливым и нудным. Непростительно было бы забыть о педагогической грамотности современного учителя. Без определенной системы научных знаний учитель не сможет глубоко познавать свою деятельность и все, связанное с ней, ибо научные знания в силу своей обобщенности позволяют за случайным видеть закономерное, за единичным и частным – общее. А на этой основе оказывается возможным изменение объективного мира, в нашем случае- совершенствование процесса обучения.
А, чтобы быть таким, Учитель должен иметь возможность повышать свой кругозор всеми возможными способами. Будь то покупка необходимой литературы, посещение театров и музеев, поездка по местам боевой славы, за границу в конце концов. Разве может учитель иностранного языка в достаточной степени внушить любовь к иноязычной культуре, не видя ее воочию, не соприкоснувшись с ней реально. Можно много рассуждать о самообразовании, самовоспитании и самоопределении личности самого учителя, но одно дело знать о чем-то по наслышке и совсем другое дело увидеть это воочию. Тогда и эмоций у учителя будет больше и поверят ему лучше. Современного учителя не должно беспокоить, что ему сегодня одеть или обуть, чтобы не выглядеть смешно в глазах своих учеников. Ведь закомплексованный учитель вряд ли сможет убедить своих учеников, что бедность-это не порок. Современный учитель не должен тратить свое драгоценное время на поиск возможности отксерокопировать необходимый ему для урока материал. Он должен иметь персональный компьютер под рукой при чем с выходом в интернет. Не спорю, кто-то имеет. Но я рассуждаю о том современный ли я учитель и о том ,что мне мешает им быть.
В настоящее время проблема формирования учителя нового ти¬па имеет большое значение. Особенно это важно в процессе обуче¬ния иностранным языкам. Как часто после тщательной подготовки к занятиям учителя иностранного языка выходят из класса разочарованные и опустошенные оттого, что разработанный ими материал не воспринимается с энтузиазмом учащимися. Причина кроется в неумении правильно взаимодействовать. "Взаимодействие-процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний... Во всякой целостной системе взаимодей¬ствие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться" Существует вза¬имодействие в обществе, взаимодействие в образовательном про¬цессе. Очень часто то взаимодействие, которое наблюдается в классе /между учителем и учащимися/ направлено на осуществление механического или непроизвольного заучивания, оно слишком стро¬го контролируется. В нем слишком большой акцент делается на повторение и имитацию. При этом роль учителя часто сводится к роли "дрессировщика", "управляющего". Но ведь у учителя имеется и другая роль. Перед ним стоит задача расширения горизонта поз¬нания учащихся, привития интереса к предмету и культуре страны изучаемого языка.
Однако для того, чтобы в ходе взаимодействия не пострадала личность общающихся необходимо выработать определенный стиль совместной работы. Прежде всего, общение должно обязательно про¬исходить " на равных". Самовыражение при этом способствует вос¬соединению знаний и опыта, которые до этого нередко не соприка¬сались. Поскольку речь идет не о случайном контакте, а о целе¬направленно проводимых занятиях, то должны существовать определ¬енные правила общения. Учитель должен помочь Ученику до конца развить свою мысль. Говорящий должен чув¬ствовать, что его никто не перебьет, не остановит, не подвергнет атаке, что самая главная цель, стоящая перед ним, довести свое высказывание до логического завершения. Чтобы помочь Говорящему наилучшим образом сформулировать и развить свою мысль, учитель должен попытаться воспринимать все как бы с позиции ученика, только тогда он по-настоящему сможет понять его опыт и приз¬нать его цели. Этим умением тоже необходимо владеть современному учителю.
Каким я вижу современного ученика? Это развитый не по годам молодой человек. Эрудированный акселерат, знающий порой гораздо больше самого учителя, если речь идет о современных технологиях. Ведь практически каждый ученик, даже на селе имеет свой персональный компьютер, что не скажешь об учителе. Это «Ум алчущий познаний». Я не согласно с мнением некоторых обывателей, считающих, что современные школьники не хотят учиться. Они не хотят учиться обыденно, традиционно. Они очень разборчивы в том, что они хотят знать. Многолетний опыт показывает, что чем умнее ученик, тем вызывающе он себя ведет. Он, словно хочет сказать: «Заметьте меня , ведь я же умный. Мне не нужны ваши обыденные, скучные уроки. Я жажду большего». Современный школьник пытлив и любознателен. Ему до всего есть дело. Он везде сует свой нос. Вопрос в том плохо ли это? Думаю, что нет, хотя порой это напрягает. Современный ученик-это молодой человек без комплексов. Это «вечный двигатель внутреннего сгорания», если речь идет о чем-то интересном для него и это «спящая красавица» на уроке. Ему интересно узнать, что где-то обнаружили останки мамонта, и он совершенно не хочет знать как образуется та или иная временная форма глагола. Современный ученик –это человек с чувством собственного достоинства. Он не хочет, чтобы его унижали, он хочет, чтобы его уважали. Ему кажется, что он уже такой взрослый. Но на самом деле это все же ребенок со своими достоинствами и недостатками. Он бывает иногда наивен и беспомощен. Он нуждается порой в совете умного, доброго и знающего взрослого каким и призван быть современный учитель. Он примет помощь и поддержку только такого взрослого, которого он уважает и ценит. Как стать таким учителю, чтобы тебе доверяли,и к твоему мнению прислушивались в этом состоит главная задача современного педагога. Влияние учителя на ученика зависит не от предмета, который он преподает. Если ученики полюбят учителя, они полюбят и его предмет.
Что есть в моем представлении современный урок? Поскольку я являюсь учителем иностранного языка, то и рассуждать я буду с позиции учителя иностранного языка. То есть речь пойдет об уроках иностранного языка.
Значительное расширение международных контактов в различных сферах человеческой деятельности, наблюдавшееся в России с 1990-х годов, существенно повлияло на изменение потребностей и целей овладения языками международного общения. В результате формирование иноязычной коммуникативной компетенции стало одной из основных целей обучения иностранными языками (ИЯ).
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методик иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения являются наиболее актуальными. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому «коммуникативная компетенция-это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурно-значимых обстоятельствах». При этом термин коммуникативность не следует понимать узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л. Бим, что коммуникативность «не сводима только к решению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других народов – через личное общение и через чтение». Использование коммуникативной методики – объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит прежде всего от того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Это определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Создать процесс обучения как процесс общения означает – смоделировать лишь основные, принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимоотношения и взаимодействие речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которой обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использование речевых средств, эвристичность.
В настоящее время пропаганда основ коммуникативной методики является настоятельной потребностью практики обучения. Во-первых, потому, что именно коммуникативная методика адекватно такой цели, как обучение общению, во-вторых, потому, что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями, которые должны стать достоянием учителя-практика. Достижению этой главной цели и должен служить современный урок. Формированию коммуникативной компетентности способствует коллективная творческая деятельность на уроке. Это в первую очередь ролевые игры и проектная методика. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции – там активность, там внимание, там воображение, там работает мышление. Ролевая игра призвана развить потребность в познании и создать условия для ее удовлетворения. В игре ученик может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы, которые затрагивают личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. При решении в ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, учащиеся видят возможность применения своих знаний в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает заинтересованность учащегося в изучении иностранного языка. Она дает возможность робким, неуверенным в себе школьникам говорить, не боясь допустить ошибки. Именно ролевая игра создает равные условия для реализации общения. Система творческих заданий может составить основу системы учебных игр. Учебной мы будем называть игру, используемую в учебном процессе в качестве задания, содержащую учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение и применение конкретных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого - научить действовать. Являясь одним из способов организации учебно-познавательной деятельности, игровая задача требует от обучающих интенсивной работы мысли, направленной на поиск путей и средств ее решения. Решение может быть воспринято учащимися как своеобразное открытие, имеющее для него личностную ценность и значимость. Это открытие становится исходным, или базовым, для решения новых задач, обусловленных жизнью. Используя игру на учебных занятиях, преподаватель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовать на ее основе планы и решения, как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях.
Перед современным миром стоит проблема нахождения путей повышения эффективности обучения. Еще одним методов коммуникативного обучения иностранным языком является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Проектная методика является одним из методов личностно-ориентированного подхода. Полат Е.С. рассматривает проектную методику как «совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта».
Цель проектной методики – применение определенных знаний и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования.
Она предполагает индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой акт с обязательным выходом на публику, т.е. требует как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н. А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.
Проектирование – от греческого «брошенный вперед». Проектная деятельность – это творческое дело коллектива, поскольку коллективная организация учебной деятельности является главным условием успеха.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися любого возраста: младшего, подросткового, юношеского. Для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей деятельности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливает развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности. В результате проектной деятельности рождается проект.
Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая коллективная деятельность учащихся, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, викторины, дискуссии). В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
- на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;
- силе и свободе творчества;
- логичности, последовательности совместно с другими людьми креативной деятельности;
- на стимуле к развитию социальной активности;
- на эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
- возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных превращений.
Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями, как «природа проектной деятельности»; «алгоритм проектирования»; «субъекты проектной деятельности»; «предметы (объекты) проектирования»; «целее - ценностные установки основания осуществления проектов»; «средства проектной деятельности»; «проект как результат совместной деятельности»; «культурная коммуникация».
С педагогической точки зрения проектирование –это творческая учебная деятельность:
• проблемная по форме предъявления материала;
• практическая по способу его применения;
• интеллектуально-нагруженная по содержанию;
• самостоятельная по характеру добывания знания;
протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений. Как учитель-практик отмечаю, что метод проектов вызывает интерес у школьников, способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности навыков.
Проектирование делает возможным новый тип обучения - проектное обучение, которое, в отличии от традиционного, следует целям опережающего развития самостоятельности и автономности.
Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для развития и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. В условиях работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Работа над проектом осваивается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как: а) уровень обученности, б) коммуникабельность, в) инициативность, г) работоспособность, д) интересы учащихся и др.

Категория: Из опыта работы | Добавил: Maxim (27.05.2008) | Автор: Захарова А.Е.
Просмотров: 1921 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017